Как работает гидроусилитель руля: устройство и схема работы

Как работает гидроусилитель руля: устройство и схема работы

Всем привет! Сегодня говорим о том, как работает гидроусилитель руля на автомобилях.

В действительности сейчас сложно себе представить автомобиль, который не был бы оснащен усилителем руля. Кстати, тут мы уже сравнивали ГУР и ЭУР, потому к этому вопросу возвращаться не станет.

Наиболее распространенным остается именно гидравлический узел. Это устройство может применяться на большом количестве авто. Хотя на Ниве, на Опель, автомобилях Тойота, КАМАЗ, УАЗ, Газель и многих других. Что уж говорить, если ГУР ставится даже на ЗИЛ 130. Думаю, некоторым из вас хорошо знакомы такие усилители как ЮМЗ 6 или МТЗ 80.

Но сейчас немного не об этом.

гур

В рамках нашего материала хочется узнать что-то новое и полезное, проверить ваши знания в области усилителей рулевого управления на авто. Возможно, в отдельном материале поговорим про все возможные неисправности ГУР. К примеру, почему руль плохо или туго вращается, клинит при повороте в одну сторону, работает рывками и пр.

Функционал и назначение

ГУР входит в состав рулевого стандартного управления транспортного средства. Он обеспечивает создание дополнительного, необходимого водителю, усилия при повороте автомобильного руля. Это реализуется за счет создаваемого гидравлического давления.

В случае с легковыми авто перед ГУР стоит основная задача. Это обеспечение комфорта во время управления. Рулить машиной с таким узлом намного проще, легче и удобнее. Для поворота или маневра совершать по несколько полных оборотов руля не приходится. А это наиболее сильно проявляется на узких участках дороги, на парковке и пр.

Также устройство ГУР позволяет сохранять управляемость и смягчать получаемые при наезде на неровности удары в рулевое колесо. Или просто в баранку.

руль с гур

Предъявляемые требования

Думаю, если вам этот материал окажется полезным, будет создана еще одна статья. В ней мы говорим о том, какие неполадки могут случаться с этим узлом.

К примеру, мы уже отдельно изучали причины скрипа руля при вращении. Еще отдельно рассматривался вопрос, когда руль не возвращается в исходное положение. В этих случаях потенциальным виновником также часто выступает гидрач.

Чтобы ГУР обеспечивал надежную и качественную работу, он должен соответствовать определенным требованиям. Среди них:

  • надежность и качество сборки;
  • бесшумность;
  • простота даже самостоятельного обслуживания;
  • минимально возможные габариты;
  • экологичность;
  • автовозврат руля в исходное положение;
  • плавность;
  • пропорциональность усилий;
  • сохранение работоспособности рулевого узла при поломке ГУР и пр.

Действительно важные требования. И если даже ГУР перестал им соответствовать, у водителя должна сохраняться возможность доехать до ближайшего СТО или своего гаража, к примеру. А не просто стоять и на холостых оборотах дожидаться эвакуатор.

комплект гур

Особенности устройства

Теперь поговорим непосредственно про устройство рассматриваемого узла.

Важным преимуществом системы является то, что ее можно поставить на рулевые механизмы различных типов. В случае с легковушками наиболее распространенными остаются реечные узлы.

Если отталкиваться от такого механизма, тогда схема самого ГУР будет состоять из:

  • бачка, внутри которого находится рабочая жидкость;
  • насоса;
  • золотникового распределителя;
  • гидроцилиндра;
  • соединительных шлангов.

Бачок представляет собой емкость, где находится рабочая жидкость. А именно специальное масло. Резервуар включает в себя фильтр и щуп, которым проверяется уровень.

гур бачок

Само масло отвечает за смазывание трущихся элементов, а также передает усилие от самого насоса непосредственно к цилиндру. То есть гидроцилиндру, как вы поняли.

Насос служит для поддержания правильного давления и обеспечения циркуляции жидкости. Причем этот узел ставится на блок цилиндров мотора, и работает от шкива коленвала. Сами насосы могут отличаться по своей конструкции. В основном это корпус из металла, внутри которого находятся вращающиеся на роторе лопасти.

Управление насосом может быть регулируемым, либо же нерегулируемым. В первом случае меняется производительная часть помпы. А во втором в игру вступает редукционный клапан.

Распределитель монтируют на рулевой вал, либо на компоненты привода рулевого узла. Именно он служит для правильного направления потоков рабочего масла в нужную полость гидроцилиндра, а также возвращают жидкость в бак.

Распределитель в основном состоит из торсиона, вала и не менее важного поворотного золотника. Узел бывает роторным и осевым.

Гидроцилиндр монтируется в рейку рулевого узла. Он включает в себя такие компоненты как поршень и шток. Шток меняет свое положение под воздействием масла.

С соединительными шлангами, думаю, все прекрасно понятно.

схема гур

Как это работает

Чтобы правильно понять не только устройство, но и принцип работы, на котором основан ГУР рулевого управления, следует рассмотреть несколько наглядных ситуаций. Плюс еще видео поможет визуализировать многие моменты.

Представив несколько ситуаций, в каждой из них коротко объясним, что при этом происходит с усилителем.

  • Машина неподвижная, колеса выставлены прямо. Сейчас ГУР не работает и спецжидкость просто постепенно перекачивается по всей системе, от бачка до распределителя, и назад;
  • Руль начинает вращаться. Крутящий момент от баранки идет на вал распределителя, а затем на торсион, начинающий закручиваться. Золотник при этом не вращается, что обусловлено силой трения. При перемещении относительно представленного золотника, рассматриваемый вал открывает специальный канал. Это позволяет жидкости начать поступать в определенную полость цилиндра. Полость напрямую зависит от того, в какую сторону происходит вращение. Жидкость начинает давить на поршень с штоком, что и позволяет сместить рулевую рейку и достаточно легко повернуть колеса влево или вправо;
  • Вращение закончилось, но руль остается в повернутом положении. При перемещении рейка вращает золотник, и происходит его выравнивание в отношении вала. А именно вала рассмотренного распределителя. Теперь распределитель оказывается в нейтралке, и жидкость начинает просто продолжает циркулировать по системе. Никакая серьезная работа в этот момент не совершается;
  • Руль оказывается в крайнем положении и удерживается. Это самая сильная нагрузка на ГУР. Связано с тем, что распределитель не способен вернуться в нейтраль, и жидкость активно циркулирует в самом насосе. От этого появляется шум. Как только руль будет отпущен, все нормализуется.

Важным преимуществом рассматриваемого узла является то, что рулевой механизм все равно сохранит свою работоспособность, даже если сам ГУР выйдет из строя.

гур авто

Как часто менять жидкость

Довольно популярный вопрос. Нельзя сказать, что масло для ГУР дорогое. Нет, цена вполне адекватная, и во многом зависит от конкретного авто.

В теории использовать это масло можно весь срок. По факту лучше периодически проводить замену.

Периодичность замены напрямую связана с интенсивностью эксплуатации. К примеру, если за год вы проезжаете около 10-15 тысяч километров, сливать и заливать масло в усилитель можно с интервалом 2-3 года. Если это 30-50 тысяч км, то интервал может составлять и 6-12 месяцев.

Если не менять состав, он будет постепенно терять свои свойства и уже не сможет справляться со своими обязанностями. В итоге начнется активный выход из строя всех компонентов.

А после замены нужно прокачать гидроусилитель, о чем мы с вами уже ранее говорили в предыдущих материалах. Там ничего сложного нет.

жидкость гур

Плюс и минусы

Чтобы подвести итоги, стоит поговорить о сильных и слабых сторонах этого узла.

Начнем с преимуществ. Они такие:

  • легкое управление;
  • снижение усталости водителя;
  • амортизация ударов неровной дороги;
  • улучшенная маневренность;
  • повышенная безопасность;
  • более чувствительная управляемость.

Но есть и минусы. Для начала насос, который работает постоянно, будет забирать часть мощности у двигателя. Плюс это обслуживаемая система.

Насколько это весомые аргументы конкретно в вашем случае, решайте сами. И для наглядности советуем сравнить все же ГУР и ЭУР. После чего сделать выводы.

На этом у нас все. Всем спасибо за внимание!

Подписывайтесь, оставляйте свои комментарии, задавайте актуальные вопросы!

PRICEP-VLG.RU
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.