Как правильно уступить дорогу пешеходам на перекрестках

Здравствуйте, уважаемые читатели! Кому-то это покажется странным, но вопросов касательно проезда пешеходных переходов достаточно много. Причем даже у водителей с внушительным опытом. Не все до конца понимают, как уступить дорогу пешеходам, когда можно продолжить движение, а также где следует останавливаться.

Практически все вопросы связаны с приоритетом. То есть правом первым начать движение. Но если речь идет о пешеходе и автомобилисте, то в основном приоритет всегда у пешего участника дорожного движения.

Очевидно, что приоритет у водителя будет в той ситуации, когда для авто горит зеленый сигнал светофора, а пешеход должен стоять, поскольку для него горит красный запрещающий сигнал.

Несколько иначе ситуация обстоит на перекрестках. Ведь тут водителям и пешеходам может одновременно гореть зеленый. К примеру, когда человек переходит дорогу, а водитель с левой стороны перекрестка выполняет поворот направо.

Фактически приоритеты пересекаются. Человеку разрешено идти, поскольку горит зеленый сигнал. Но и водителю слева можно повернуть направо на перекрестке.

уступать пешеходу

О чем говорит ПДД

Все водители знают, что перед пешеходными переходами должна наноситься специальная разметка в виде стоп-линии. О правилах остановки перед стоп-линией рассказывали подробно. В частности, там описывалась и ситуацию, когда водитель не успел проехать перекресток и загорелся красный.

Так что к этому вопросу возвращаться нет смысла.

Если говорить о приоритетах, то в ПДД прописано следующее:

  • Пункт 13.1. Здесь говорится, что водитель, выполняя поворот налево или направо, обязан уступить дорогу пешим участникам движения, которые в этот момент пересекают дорогу, куда сворачивает автомобилист;
  • Пункт 14.1. Тут указано, что по мере приближения к нерегулируемым переходам для пешеходов, водитель обязуется уступить тем, кто в данный момент переходит дорогу, либо же уже уступил на проезжую часть, намереваясь перейти на другую сторону.

Важно заметить, что термин «пропустить пешехода» больше не используется. Теперь применяется понятие «уступить дорогу». Согласно нововведениям, у пешеходов стало еще больше приоритета. Частично об этом можно узнать в теме о проезде пешеходного перехода.

Фактически при повороте пропустить пешехода ПДД обязывает каждого. Исключений нет.

уступить

Что означает уступить дорогу

Даже когда пешеход идет на красный свет, водитель обязан дождаться завершения его действий, и только после этого продолжить движение.

Не стоит забывать, что человек мог оказаться посередине дороги, когда горит красный, поскольку в момент начала движения еще горел разрешающий зеленый сигнал светофора.

Под термином «уступить дорогу» подразумевается не создавать помехи для пеших участников движения. То есть водитель не должен начинать ехать, возобновлять или продолжать собственное движение, а также выполнять какой-либо маневр, если подобные действия приведут к необходимости человека сменить направление, либо же изменить скорость перемещения.

Тут важно акцентировать внимание на фразе о том, что «если это вынуждает пешехода менять скорость, либо направление». Не всем до конца понятно, в чем конкретно может выражаться создаваемая помеха? Каким именно образом автомобилист может помешать человеку перейти дорогу.

Представим, что водитель сделал нечто такое, из-за чего пешеходу пришлось остановиться на переходе, уклониться от маршрута или вовсе вернуться назад. Как вариант, автомобилист мог не останавливаться на переходе, а медленно продолжил ехать, рассчитывая на то, что человек ускорится. Либо же водитель решил вовсе проскочить переход, нажав на газ. Из-за этого человек испугался, отступил в сторону, либо попятился назад на тротуар.

Подобные действия расцениваются как создание помех. В таком случае, поскольку водитель пренебрег правилом уступить дорогу, его ждет наказание в виде денежного штрафа. Размер солидный, и составляет 1500 рублей.

пешеход

Как правильно пропускать

Когда водитель приближается к перекрестку, где предусмотрен переход для пешеходов, следует заблаговременно начать сбавлять скорость. Тут не имеет значения, является ли участок регулируемым, либо нерегулируемым.

Автомобилисты обязаны остановиться, и дать людям пройти. Вопрос лишь в том, где конкретно лучше выполнять остановку.

Если пешеход обозначен с помощью разметки 1.14.1 или же 1.14.2 (она же зебра), то остановку следует выполнить непосредственно перед ней. Когда разметки нет, либо ее не видно, то лучше остановиться на некотором расстоянии, не подъезжая вплотную к месту предполагаемого прохода людей. Иначе пешеход может не понять, уступают ему дорогу или нет.

Обычно водитель примерно понимает, сколько времени потребуется человеку, чтобы преодолеть дистанцию от одного края дороги к другому. То есть полноценно перейти пешеход. Те же дети очень резвые, а потому буквально перебегают. Пожилые люди двигаются медленно. Потому часто возникает ситуация, когда уже загорелся зеленый, а пешеходам красный, но человек еще не перешел дорогу при этом. Здесь вариант один. Набраться терпения и ждать.

как уступать

Ждать завершения перехода или нет

Еще один спорный момент, который возникает при обсуждении вопроса о проезде переходов для пешеходов.

Одни уверены, что нужно обязательно дождаться, когда человек окажется на тротуаре. И лишь после этого нажимать педаль газа, и продолжать движение.

Позиция других заключается в том, что достаточно дождаться, когда человек пересечет путь следования автомобиля, после чего можно спокойно ехать дальше. При условии, конечно, что горит разрешающий сигнал светофора, если речь идет о регулируемом перекрестке.

И здесь правы будут те, кто придерживается второго принципа. Действительно, как только пеший участник движения прошел пределы автомобиля, то можно ехать. Не обязательно ждать, пока человек дойдет до тротуара.

Юридические нюансы вопроса

Казалось бы, все просто. Если на переходе никого нет, то можно ехать. Если переходят участок люди, нужно их пропустить. Но ждать, пока они окажутся с другой стороны проезжей части, не нужно. В ПДД такого требования нет.

Еще есть один момент, из-за которого водителей часто штрафуют. Предположим, что на перекрестке с левой стороны на переход ступил человек, намереваясь перейти дорогу. Машина находится на правой полосе, и расстояние между авто и человеком приличное. Поскольку запрещающего сигнала светофора нет, поскольку это нерегулируемый перекресток, водитель, убедившись в безопасности маневра, проезжает переход.

Но в этот момент его тормозит инспектор ДПС. Предъявляет обвинение в нарушении ПДД, поскольку якобы не уступил пешеходу.

Разумеется, водитель с этим не согласен, выясняет причину остановки, оправдывается. А в это время человек спокойно себе переходит дорогу, и идет дальше по своим делам. Хотя фактически в этой ситуации, когда инспектор решил наказать автомобилиста, данный пешеход выступает в роли потерпевшей стороны.

Потому по закону, если есть потерпевший, его также нужно остановить, как и водителя, якобы нарушившего правила. Ведь необходимо уточнить, действительно ли своим проездом автомобилист как-то помешал, создал помеху.

Инспектор может высказывать свои предположения. Причем его позиция не имеет принципиального значения. Ведь по факту нарушение не было зафиксировано по причине отсутствия второго участника ситуации. Обвинение будет безосновательным, если условный потерпевший не примет участие в разбирательствах, а также не заявит о том, что ему помешали перейти дорогу.

уступить пешеходам

Подводим итоги

Многие автомобилисты жалуются на то, что пешеходы безответственно подходят к вопросу ПДД, а также не соблюдают элементарные правила.

Еще с раннего детства нас учили тому, что при переходе дороги нужно обязательно посмотреть по сторонам. В случае со странами СНГ, где практикуют правостороннее движение, смотреть сначала нужно налево, а потом направо. Объясняется это просто. Выше вероятность, что машина скорее приблизится слева, нежели справа.

Но довольно часто бывает такое, что пешеход идет в капюшоне, с зонтом, надел очки или наушники. В итоге по тем или иным причинам не видит приближающееся автотранспортное средство.

Недовольные водители тут же начинают сигналить, ругаться и так далее. Так делать не нужно. Во-первых, по новым правилам агрессивно сигналить пешеходам запрещено. За этим также может последовать штраф.

Плюс человек переходит дорогу в специально отведенном для этого месте. То есть через пешеходный переход. И здесь у него приоритет.

Конечно же, это не относится к ситуациям, когда человек решил пойти по зебре на красный свет, или вовсе переходит дорогу в неположенном месте. Речь сейчас не об этом. Вопрос касается перехода по зебре на зеленый сигнал светофора, либо по нерегулируемому перекрестку, но в рамках предусмотренной разметки.

Вряд ли водителю будет легче от того, что он совершил наезд на пешехода, который переходил дорогу там, где делать этого нельзя, либо решил проскочить на красный свет. Да, в обеих ситуациях вины водителя не будет. Но начнутся разбирательства, суды и прочие неприятные ситуации. К тому же, если пешеход начал переходить на зеленый, но в процессе движения загорелся красный, приоритет остается за ним. Водители не имеют права продолжать движение, пока не пройдут люди.

Возникали ли конфликты с водителями/пешеходами на зебре? В чем заключалась ситуация? Кто оказался прав? Выписали ли штраф?

Ждем ответов, а также интересных историй из личного опыта.

А на этом все. Спасибо за внимание!

Подпишитесь, оставьте комментарий, задайте вопрос и расскажите о проекте друзьям!

PRICEP-VLG.RU
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.