Активно курсирует слух о запрете на багажник на крышу автомобиля. Говорят, что ужесточились требования Госавтоинспекции к водителям, которых могут оштрафовать за отсутствие необходимых документов на модификацию. Стоит подробнее разобраться в ситуации.
Откуда вообще взялась информация про штрафы за багажники
На просторах сети и в прессе с августа 2020 года курсирует информация о штрафе за багажник. Данный слух появился после изменения требований регламента от Таможенного союза, получившего законную силу в текущем году.
Даже установившие дополнительное оборудование на крышу машины 5-10 лет назад стали беспокоиться и хотят получить сертификат в качестве защиты от инспекторов ГИБДД.
Согласно обновленной версии правил, решившим поставить багажник на крышу или совершить иные изменения в базовой конструкции машины, нужно зарегистрировать это в системе ГИБДД.
Подобные действия меняют первоначальные характеристики транспортного средства, отражаясь на безопасности езды и цельности механизмов машины. Поэтому все они требуют оценки специалиста, то есть потребуется прохождение техосмотра.
Установить подобное изделие на авто водитель может, но потом должен представить свой «проект» специалистам. Если техосмотр не выявит проблем с безопасностью для всех участников дорожного движения, ему разрешат так ездить, предоставив соответствующие документы. Иначе могут запретить, вынудив демонтировать «обновление».
Если багажник изначально имеется на крыше или его установка предусмотрена конструкцией, будут соответствующие указания в техпаспорте ТС. Тогда ограничений по эксплуатации не будет.
Автовладельцу достаточно возить с собой бумаги с пометками. Вдобавок, устанавливать фирменные детали, приобретенные в специализированных магазинах. Они изготавливаются той же компанией, которая выпустила марку авто. Это гарантирует простоту монтажа и безопасность эксплуатации.
Что такое автобокс с точки зрения закона
Ответ содержится в тексте Техрегламента, выпущенного Таможенным союзом. Автобокс — компонент ТС. Когда владелец решает устанавливать его на машину, конструкция которой не предполагает таких обновлений, это считается внесением изменений в базовую комплектацию.
Неужели водителей начали штрафовать за багажники на крыше автомобилей из-за внедрения новых запретов? Нет. Требования ПДД остались прежними: согласно им, люди могут свободно кататься и пользоваться багажником, если он изначально предусмотрен (или был) на ТС.
Там назначают техосмотр, где специалисты оценивают безопасность и практичность детали. Затем выдают соответствующие бумаги. Это легальный путь, иначе могут оштрафовать, так как инспекторы вправе проверять документы и наличие разрешения.
Разрешенные багажники
Закон требует ставить лишь определенные типы багажников — на них должна быть маркировка. Знак, соответствующий данным с документов, обозначающийся графическим знаком по Техрегламенту.
Багажники, приобретаемые готовыми в специальных местах, содержат указанные обозначения. Еще владелец должен помнить о требованиях по обеспечению безопасности в момент езды на дорогах:
- Пройти полный техосмотр после установки автобокса, если он сделан кустарным способом или не содержит маркировки.
- Само устройство должно соответствовать условиям безопасности.
- Когда установка автобокса предусматривается производителем, в руководстве по эксплуатации это отражено, есть пометки. Иногда новые авто продаются укомплектованными, тогда регистрация не нужна.
Нужно ли регистрировать экспедиционный багажник? Если он предусмотрен первоначальной комплектацией автомобиля, то нет.
Но, с другой стороны, доказать свою невиновность в российских реалиях и избежать наказания на практике сложно, опять же из-за невозможности доказать правоту на словах. Поэтому не прошедшим регистрацию водителям стоит носить техпаспорт с собой, где указан возможный вариант модификации транспорта.
Запрещенные багажники
Согласно поправкам от 1 июля 2020 года, внесенным в техрегламент Таможенного союза, запрещена установка самодельных устройств без оценки специалистом. Подобные действия влекут штраф 500 рублей за первое нарушение, дальше суммы растут.
Если водитель ставит на автомобиль автобокс, сделанный самостоятельно из подручных материалов, ему следует пройти регистрацию с оценкой степени безопасности конструкции. Под требования не попадают лишь модели транспорта, предусматривающие установку дополнений.
Имеются уточнения в правилах, касающиеся перевозки груза. Водители обязаны крепить обозначения на выступающие детали вещей, чтобы остальным участникам движения их было видно, особенно ночью.
Дробные вещи (части целого) следует закрепить специальными тросами и крюками, главное не загораживать себе обзор спереди или сзади.
Нужно ли регистрировать в ГИБДД и получать разрешение
Если устанавливаемый багажник сертифицирован, а сама модель автомобиля предполагает его размещение, то дополнительно согласовывать свои действия с Госавтоинспекцией не нужно.
Иначе действия водителя расцениваются как внесение изменений в первоначальную конструкцию ТС. Тогда законный способ ездить с автобоксом — зарегистрировать его.
Аналогичные требования к фаркопам и дополнительным осветительным приборам. Любые самодельные устройства, меняющие базовые характеристики машины без подтверждения отчетами специалистов, запрещены.
Что делать когда нужен нестандартный багажник
Существует ряд правил, касающихся формы и размеров багажника, включая число секций или общие габариты.
Обычно компании-производители указывают, какой автобокс подходит к их модели автомобиля, эти данные основаны на ряде экспериментов, подтверждая безопасность и практичность указанного варианта. А еще — рекомендуют приобретать конструкцию в своих магазинах, где есть товары с гарантией.
Желая сделать самодельный автобокс нестандартных размеров, водитель рискует перегрузить ТС. Ведь крыша способна выдерживать определенный вес.
Кроме того, есть запреты, касающиеся загораживания обзора спереди и сзади при управлении автомобилем. Свое изобретение следует представить экспертам-механикам: они проведут ряд экспериментов, на основании результатов которых составят отчет.
Если вердикт положительный, то ставить багажник и ездить можно, соответствующие пометки будут внесены в систему ГИБДД. Если нет — придется демонтировать устройство.
Самодельные устройства водителям придется регистрировать в системе ГИБДД. Это касается всех типов нововведений, кроме предусмотренных заводом изготовителем, о чем будет отметка в документах на ТС. Не всегда автомобиль, на который можно ставить багажник сверху, выпускается с ним. Порой владельцам дается выбор.
Нужно ли снимать багажник при прохождении техосмотра? Нет, специалисты оценивают надежность конструкции, ее размещение и другие параметры. При необходимости, осуществят демонтаж сами.