Гелевый аккумулятор: как устроен и как заряжать

Гелевый аккумулятор

Здравствуйте, дорогие друзья! Снова говорим об интересных и, надеюсь, полезных для вас вещах. Темой сегодняшнего разговора будет гелевый аккумулятор. Если вы решили купить себе такое устройство, советую поступить правильно. То есть сначала понять, что это за агрегат, какие у него характеристики, плюс и минусы. После этого вы сможете сделать объективный вывод о том, подходит ли АКБ для вашего автомобиля.

Многим приходится искать соответствующие АКБ для скутера, для мопеда или другой мото техники, либо же тяговый вид батареи для лодочных электромоторов, к примеру.

аккумулятор под капотом

Применяются подобные батареи пока не так часто. Отзывы наглядно демонстрируют, что гелевые АКБ достаточно спорные, потому на ряд вопросов предлагаю вам ответить. Начнем? Отлично, поехали!

Первое знакомство

Тот факт, что автомобильный и даже лодочный двигатель обязательно оснащаются аккумуляторными батареями. При этом его задача заключается в том, чтобы оживить все системы и механизмы, обеспечить подачу электрического тока.

Будет говорить преимущественно про обычные машины. В состав их электрооборудования входит аккумулятор. Когда двигатель запущен, работу по электрообеспечению берет на себя уже генератор. Но когда мотор не работает, тогда отключается генератор и источником электричества остается АКБ.

гелевый аккумулятор

АКБ питает бортовую цель. Энергия вырабатывается и накапливается за счет химических реакций внутри устройства. Это многоразовые агрегаты, которые обычно служат на машине несколько лет. Большую часть своего заряда батарея отдает при запуске двигателя, но потом генератор его компенсирует.

Большинство из вас, когда говорят про автомобильные АКБ, подразумевают какие агрегаты? Верно, кислотные. Ну не аккумулятор холода же там работает, который разве что поможет сохранить пиво холодным при выезде на природу. Свинцово-кислотные устройства используют электролит, то есть смесь воды и кислоты. У подобных батарей достаточно много недостатков, среди которых даже вредные испарения, опасные для здоровья человека. Они выделяются, когда происходит зарядка АКБ.

Относительно новый игрок на рынке автомобильных аккумуляторов — это гелевые устройства. Принцип действия у них одинаковый, но гелевый считается лучше. Разница заключается в используемом электролите. В гелевом добавляют компоненты, придающие составу гелевую структуру. Другими словами, внутри коробки скрывается желеобразная жидкость.

Виды

Можно долго размышлять над необходимостью выбрать себе АКБ, а можно просто изучить их и решить, выбирать себе кислотно-свинцовый или кислотный. А далее все пойдет по стандартной схеме, устанавливая, обслуживая и думая, как заряжать его и как восстановить при длительном простое без работы.

Если говорить про гелевые агрегаты, то здесь их делят на два типа.

  1. Первые обозначают GEL. Электролит таких батарей желеобразный, что достигается путем добавления вещества, которое называется двуокись кремния. У них внушительный циклический ресурс. В ходе испытаний некоторые модели продемонстрировали возможность пережить порядка 800 зарядок-разрядок, не теряя свою энергоемкость. Ну тут скажу сразу, что для получения таких характеристик нужно брать хорошие бренды типа Дельта или всем известную фирму Bosch.
  2. AGM. Это вторая разновидность гелевых аккумуляторных батарей. Хотя электролит здесь кислотный, состав находится в специальном сепараторе. Материалом изготовления служит стекловолокно. С помощью сепаратора удерживается внутри короба электролит и не допускает его растекание. Преимуществом AGM является защита от испарений и возможность выдержки более 400 циклов зарядки и разрядки.

AGM аккумулятор

Номинально для них используется подаваемое напряжение с параметрами 12 Вольт (12 v) при этом превышать значение в 14,4 В настоятельно не рекомендуется. Это я постепенно приближаю вас к основным моментам, которые касаются истинных возможностей подобных аккумуляторных батарей.

Преимущества и недостатки

В принципе, лично я для себя сделал выводы относительно подобных аккумуляторов. Будет интересно, какого мнения придерживаетесь вы после прочтения сильных и слабых сторон гелевых АКБ. Обязательно напишите об этом в комментариях, обсудим.

преимущества и недостатки

Начнем с положительного. Плюсы гелевых аккумуляторных батарей действительно заслуживают уважения и повышенного внимания как альтернативы привычным кислотным устройствам.

  • Конструкция. У них запаян корпус, отсутствуют технологические отверстия. Это хорошо, поскольку конструктивно гелевые выигрывают у кислотных аналогов, не требуя технического обслуживания.
  • Если в корпусе гелевого аккумулятора возникает трещина, жидкость не вытекает через нее. Это к вопросу безопасности кислотных конкурентов.
  • В процессе зарядки не выделяются опасные для человека пары, потому вы спокойно можете присутствовать в гараже или другом помещении, пока АКБ заряжается.
  • Срок службы. За счет внушительного количества циклов зарядки и разрядки, гелевые батареи демонстрируют внушительную длительность службы. При соблюдении всех правил, аккумулятор прослужит 10-12 лет. То есть вы спокойно сможете снять его даже со старой машины и поставить на новую. Устройство работает дольше, чем у большинства людей служат сами машины.
  • Отсутствие необходимости в срочной подзарядке, если батарея сильно разряжена. Здесь не будут осыпаться пластины, как на кислотных агрегатах.
  • Низкая скорость потери заряда. Если вы снимите батареи и оставите ее на хранение, терять заряд устройство будет постепенно. Испытания показали, что за год простоя уходит примерно 10-20% от начального уровня заряда. То есть когда батарея просто лежит зимой, ожидая возможности вновь оказаться в машине, вас вряд ли будет ждать неприятный сюрприз весной в виде полностью севшей АКБ.

Это выглядит все хорошо. Не требуется обслуживание, зарядить его достаточно просто, схемы хранения элементарные и не предъявляют повышенных требований. Но не все так безоблачно, как кажется на первый взгляд.

Я как-то решил расспросить человека, который занимался продажами гелевых батарей. Он описал все примерно так, как я. А когда я спросил про недостатки, ничего особо плохого от него не услышал. Но, видимо, его задачей было продать устройство. Конечно, ведь цена его выше, чем обычного кислотного (на 20-30% в среднем). Да и популярностью гелевые АКБ пока не пользуются.

гель акб

Но ради вас я решил копаться дальше. Если есть плюсы, то должны быть минусы. Я их нашел. Вот они, собственной персоной.

  1. Чувствительность. Речь идет о чувствительности к напряжению заряда. По всем правилам этот показатель не должен превышать значение в 14,4В, о чем я уже говорил. Если же вы превысите данный параметр, тогда желеобразный состав внутри устройства начнет разрушаться, что приведет к необратимым последствиям. Грубо говоря, желе тает, и ни о каком восстановлении речи не идет. И тут главная загвоздка. На многих машинах ведь не 6 Вольт, а примерно 13-16 В. То есть крайне пограничное значение. Так что не советую брать гелевую батарею, если бортовая сеть выдает более 13В.
  2. Низкие температуры. Гелевый электролит их не любит, как я в детстве манную кашу. То есть кушать как бы можно, но совершенно не хочется. Если температура падает сильно низко, желе уже не тает, а застывает. От этого страдают характеристики аккумулятора, снижающиеся примерно в 2-3 раза. Так что в регионах с сильными морозами вы рискуете попросту не запустить свое авто, если под его капотом будет стоять гелевая аккумуляторная батарея.
  3. Короткое замыкание. Еще один большой страх гелевых устройств. При даже незначительных и непродолжительных замыканиях есть риск полностью испортить агрегат. Учитывая склонность ряда машин к КЗ, ставить на них дорогие гелевые аккумуляторы будет напрасной тратой денег.

Как видите, для автомобиля такая батарея может не подойти, если он не соответствует требованиям гелевого электролита и его слабым сторонам.

Да, на некоторых моделях максимальный ток заряда превышает 12 ампер и легко достигает 30 А. Это неплохо, а порой даже очень хорошо. Вообще нужно грамотно учитывать технические характеристики и потребности своего автомобиля. Чем больше у вас различных потребителей электроэнергии, тем качественнее и мощнее должна быть батарея.

амперы

Зарядка

Еще один важный вопрос, который интересует потенциальных покупателей гелевых АКБ. Вы же берете их не для солнечных батарей, а для машины. Разрядка в любом случае рано или поздно происходит. Нужно быть к этому готовым и понимать, что делать, как зарядить свою BMW (БМВ) и не оставить машину с нерабочей аккумуляторной батареей.

Делать это все можно своими руками, не обязательно для машины или для мотоцикла посещать сервисные центры, где вам могут вернуть АКБ прежний рабочий уровень заряда.

Тут главное приобрести зарядное устройство. Многие говорят, что не стоит тратиться на зарядные аппараты, специально разработанные для гелевых батарей, а можно обойтись стандартным агрегатом. Как по мне, это категорически неправильный совет.

Специализированные ЗУ (зарядные устройства) на то и специализированные, что адаптированы под особенности работы и технические характеристики коробок к желеобразным электролитом. Особенностью данных ЗУ является функция автоматической поддержки входного напряжения, которое составляет 14 Вольт. Передержать или переполнить зарядом через такие устройства невозможно.

зу для акб

Справедливости ради добавим про зарядки, которые используют для кислотных аккумуляторных батарей. В принципе, заряжать ими гелевые АКБ можно. Здесь требуется внимательно следить за напряжением. Да, некоторые ЗУ оснащаются специальными регуляторами, потому настроить нужные параметры работы будет не сложно. Призывать вас к тому или иному методу я не стану. Вы парни взрослые, сами все решите.

Дам лишь несколько советов касательно процесса зарядки гелевых аккумуляторов. Можете посмотреть видео, которое даст дополнительную информацию.

  1. Быстрая зарядка большим зарядом тока. Теоретически можно, но не нужно. Подобный метод актуален только в экстренных ситуациях, когда необходимо максимально быстро подзарядить аккумулятор. Во всех остальных случаях откажитесь от быстрой зарядки.
  2. Устанавливайте на ЗУ оптимальные показатели силы тока, через которые будет происходить максимально безопасная, правильная и эффективная зарядка.
  3. Для АКБ оптимальными показателями считаются 10% от номинальной энергоемкости. То есть посмотрите, какая энергоемкость гелевой батареи и выставьте на ЗУ силу тока, равную 10% от нее.
  4. На зарядку должно уходить примерно 24 часа. Это нормальное время, за которое батарея заряжается постепенно и с наименьшим ущербом для ресурса устройства.
  5. Всегда доводите заряд до максимума. Нельзя выключать ЗУ, даже если батарея успела получить 60-90% от полного уровня заряженности. Только 100%. Если вы будете прерывать процесс и оставлять устройство незаряженным, в дальнейшем зарядиться выше этого порога агрегат не сможет.

аккумуляторы

Что сказать про эти виды аккумуляторов? Да, они во многом хороши и демонстрируют неплохие технические характеристики. Их предлагает Россия, Украина, ряд зарубежных стран. Но пока широкого распространения они не получили. Требуются определенные доработки, устранение существенных недостатков. Ведь именно они мешают гелевым АКБ полноценно вытеснить опасные, менее эффективные и проблемные, но все еще лидирующие кислотные батареи.

А что вы думаете насчет таких АКБ? Обязательно пишите в комментариях, если использовали их на машине. Делитесь впечатлениями. Будет очень интересно услышать занимательные истории от наших читателей.

Приглашайте своих друзей, подписывайтесь и оставайтесь с нами!

PRICEP-VLG.RU
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.