Основные сведения о дышле прицепа на легковой автомобиль

Основные сведения о дышле прицепа на легковой автомобиль

Дышло прицепа можно назвать важнейшим его элементом, так как оно — главное связующее звено прицепа и автомобиля. На него приходится множество нагрузок: от сжимающих и растягивающих до крутящих и винтовых. В статье далее подробно рассмотрено, какие бывают дышла, как можно удлинить заводскую конструкцию или создать деталь самостоятельно.

Что такое дышло и какие они бывают

Это горизонтальный рычаг имеющий V- или I-образную форму. Он закреплён на передней стороне рамы. Зачастую изготавливается из одной или трёх металлических труб, приваренных непосредственно к раме или закреплённых на болты (если оно съёмное). Также на дышле располагается непосредственно узел сцепки и страховочные тросы.

Как уже было отмечено выше, существует два вида дышла: V-образные и I-образные.

Зачастую предпочтение отдают первому виду, на что есть ряд причин:

  • За счёт своей формы такое дышло крепче и имеет больше точек крепления.
  • Его легче укомплектовать удлинителем.
  • Прицеп более устойчив на неровных дорогах.
  • Если требуется перевезти на прицепе технику, то он по-умолчанию будет иметь V-образное (с самосвальной системой).

В качестве приятного бонуса можно упомянуть, что после приобретения специального кронштейна на дышле можно будет закрепить запасное колесо.

Из преимуществ I-образного можно назвать более мягкий ход прицепа на дороге.

Основные сведения о дышле прицепа на легковой автомобиль
I-образное и V-образное дышло для сравнения

Как выбирать

Теперь нужно сказать пару слов про выбор дышла к прицепу.

Начинающим водителям стоит выбрать I-образное дышло. Несмотря на преимущества V-образного, в условиях плотной застройки и узких дорог (в городе или в дачных кооперативах) водителю без соответствующих навыков будет легче справиться с I-образным.

Неосторожное движение с V-образным — и можно запросто помять бампер тягача, в то время как прицеп с I-образным можно «сложить» с авто без последствий.

Опытные водители смогут управиться как с V-образным в ограниченном пространстве, так и с I-образным на неровной дороге. Выбор зависит от личных предпочтений и целей: если покупатель собирается постоянно преодолевать километры сельской местности, то I-образное явно не подойдёт.

Стоить обратить внимание, что конструкция приобретаемого дышла не должна ограничивать подвижность прицепа относительно сцепного шара.

Основные сведения о дышле прицепа на легковой автомобиль
Опытный водитель может цеплять прицеп как ему нравится

Технические особенности

Дышло не имеет каких-либо технических особенностей, так как это несколько сваренных вместе труб с закреплёнными на них приспособлениями.

Тот, кто решил изготовить его для самодельного легкового прицепа, должен помнить, что элемент должен соответствовать техническим требованиям ГОСТа. В ином случае ПТС оформить не получится.

Важно, что эксплуатация прицепа накладывает обязательства соблюдения техники безопасности:

  • Сцепной узел, использующийся в качестве соединительного элемент с фаркопом автомобиля и относящийся к дышлу, должен быть исправен.
  • Регулярно требуется смазка и проверка состояния сцепного узла, осмотр дышла и рамы на наличие трещин.
  • Должен использоваться страховочный трос (закрепляется с помощью петли), который не даст неожиданно отцепившемуся прицепу уйти или отстать от тягача.

Основные сведения о дышле прицепа на легковой автомобиль
Самодельное дышло

Изготовление дышла своими руками

При собственноручном изготовлении следует помнить, что чем меньше его длина, тем лучше прицеп будет реагировать на движение машины. То есть, даже при лёгком боковом перемещении ведущих колёс, он тут же переместится за ними. Рекомендуется делать дышло от 1,5 до 2,5 м, в зависимости от назначения прицепа.

Основной материал — полая закрытая труба (I-образное), либо три трубы с квадратным сечением (V-образное). Перед сваркой выполняется примерка, чтобы сцепка выполнялась точно по оси рамы.

На сцепке устанавливается соединительная муфта, которая выполняет главную функцию дышла — сцепление с автомобилем-тягачом. Выполняется монтаж подобных приспособлений болтами восьмого класса прочности.

Ширина паза желоба соединительной муфты должна быть больше ширины трубы (дышла) не более чем на 5 мм.

Затем конструкция приваривается к раме. Также её следует укрепить уголками.

Когда всё готово остаётся лишь установить страховочный трос. При движении он не должен волочиться по земле.

При формировании такой конструкции рекомендуется использовать трубы с сечением 4 или 5 мм.

Теперь стоит рассмотреть процесс изготовления подробнее:

  1. Первым пунктом, естественно, идёт поиск и покупка материалов и инструментов.
  2. Расположить трубу по центру (относительно колёс).
  3. Далее нужно приварить её к раме, либо поставить на болты, в зависимости от того, делается ли дышло съёмным или нет.
  4. При изготовлении V-образного следующим шагом будет сваривание боковых труб с центральной, после обреза их под углом (они должны плотно прилегать к ней).
  5. На стыке боковых труб с центральной следует приварить подставку, чтобы соединительная муфта не падала на землю.
  6. Поперёк труб привариваются поперечины, укрепляющие конструкцию.
  7. Далее устанавливается сама соединительная муфта на болты восьмого класса прочности.
  8. Сбор заканчивается покраской изделия для защиты его от коррозии.
  9. Последний пункт — укрепляют конструкцию в местах, где это необходимо.

Основные сведения о дышле прицепа на легковой автомобиль
Схема рамы прицепа

Удлинение дышла своими руками

Тем, кто решил самостоятельно удлинить дышло предстоит запастись временем и инструментом — это не сделать на коленке, даже с помощью золотых рук. Прежде всего понадобятся болгарка и дрель, ключи разводные, газовые, сварочный аппарат, металлический швеллер, болты и гайки, уплотняющие материалы, смеси для антикоррозионной обработки.

Можно купить уже готовый удлинитель дышла на прицеп транспортного средства. Они выпускаются в виде труб с размерами 40 на 80 или 40 на 60 мм. Такое дышло может изменять положение и удлинять расстояние от прицепа до машины на 2 положения: 40 или 80 см.

Последовательность действий по его установке будет такой:

  1. Демонтаж соединительной муфты.
  2. На её место приваривается труба, либо же она закрепляется с помощью болтов восьмого класса прочности.
  3. Соединительная муфта закрепляется на конце удлинителя согласно уже указанным выше правилам.

Стоит отметить, что не рекомендуется делать удлинитель больше двух метров, так как в таком случае прицеп сильно потеряет в управляемости/

 

В заключении можно сказать, что дышло — простой, хоть и важный элемент. Его несложно выбрать, просто желательно трезво оценить свои водительские навыки и разобраться, зачем водителю вообще нужен прицеп. Те, кто хотят изготовить или удлинить его, тоже не будут огорчены, ведь его создание хоть и трудоёмкий, но не требующий исчерпывающих знаний или соблюдения строгих стандартов процесс. А удлинение и вовсе потребует один вечер, большую часть которого займёт покупка всего необходимого, а автолюбитель с полным гаражом полезностей может сразу приступить к работе.

PRICEP-VLG.RU
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.