Принцип работы крана управления тормозами прицепа

Принцип работы крана управления тормозами прицепа

Полуприцеп (ПП) — несамоходное устройство на колесах, прикрепляемое к автомобилю — тягачу. Неотъемлемой частью конструкции является главный тормозной кран прицепа, отвечающий за управление всей системой. Без него безопасная езда невозможна.

Из чего состоит кран

Традиционно, кран управления тормозами прицепа необходим для контроля собственных тормозов полуприцепа при срабатывании тормозной системы тягача. То есть, когда водитель в машине выжимает педаль тормоза, данный узел принимает сигнал и отправляет аналогичную команду на все колеса прицепного устройства.

Кран управления тормозами прицепа перемещает переработанный воздух с основного источника к другим потребляющим элементами, функционирующим вместе или отдельно.

Состоит из элементов:

  • парные клапаны управления;
  • аналогичный одинарный элемент;
  • две головки (соединительные).

К обоим выводным отверстиям подаются команды на увеличение давления магистральной части, а на аналогичное отверстие идет обратное действие.

В зависимости от сложности детали и производителя, она может стоить от 4-5 до 30 тысяч рублей.

Принцип работы крана управления тормозами прицепа
Наглядная схема устройства

Конструкция крана дополнена основным клапаном с 3 разделами и двумя поршнями — большой и маленькой. Средний имеет выпускной клапан, способный поднимать пружину, направляя его к гнезду посадки. Кроме главного элемента в кране есть:

  • диафрагма разгрузочного выхода;
  • шток;
  • регулировочный винт.

В верхней части находится несколько поршней, а выпускной клапан отделен от посадочного участка.

Кран управления тормозами прицепа: принцип работы, подключение

Воздушный кран на полуприцеп запускает и контролирует процесс торможения, выполняя автоматическое управление в случае возникновения аварийных ситуаций. Например, когда снизилось давление внутри системы.

Принцип работы крана управления тормозами прицепа
Тормозной кран

Контрольный клапан

Элемент конструкции крана, подает команды на тормозной привод. Состоит из 4 взаимосвязанных секций:

  • 2 поршня разные по размеру с пружинами;
  • разгрузочные отверстия, через которые проходит воздух;
  • цилиндрический стержень — шток;
  • винт, регулирующий давление.

Схема работы крана:

  1. Стартовое (неподвижное) положение педали тормоза, воздушное давление механически фиксирует на месте поршень и шток. Закрыты оба клапана, впускной и рядом с ним контрольный.
  2. Педаль нажали — в магистраль поступает воздух, он воздействует на поршень, сжимая пружину, она потом толкает шток, что активирует ТПП.
  3. В период растормаживания воздух стравливается, распрямляя пружину. Колеса освобождаются, автомобиль едет дальше.

При смене положения у регулирующего винта будет установлен 20-100 кПа — уровень сжатия воздуха.

Большинство моделей от известных производителей заодно отвечают за включение тормозных стоп-сигналов. Таким образом, как только начинается торможение, загораются соответствующие светодиоды.

Одинарный клапан

Удерживает воздух внутри тормозного механизма, в момент снижения давления соединительных воздуховодов. Регулирует давление у ресивера. Если оно снижается до критической точки, устройство автоматически перекрывает движение воздуха на кран растармаживания ПП.

Разобщительный кран

Механизм перекрытия потоков воздуха от седельного тягача по магистрали. Если рукоять крана «смотрит» на воздухопровод, значит система открыта. Ручка поднята перпендикулярно своей оси — ТПП перекрыта от ТГА. Значит можно отцепить прицеп от тягача.

Принцип работы крана управления тормозами прицепа
Схема устройства

Детали на схеме выше:

  • «а» — неактивный прибор;
  • «б» — открытый кран ручника прицепа;
  • «1» — доступ к самому клапану управления воздушным баллоном с помощью одинарного клапана;
  • «II» — магистральный вывод у тормозной системы;
  • «III» — атмосферный вход;
  • «1» — пружинный механизм;
  • «2» — клапан;
  • «3» — диафрагма и шток;
  • «4» — возвратная пружина;
  • «5» — толкатель.

Составляют единую конструкцию.

Головки соединения «Палм»

Обеспечивают герметическое соединение между воздушной магистралью грузовика и прицепом в момент подключения. Большинство деталей «Палм» фланцевого бесклапанного соединения. С резиновыми прокладками на стыках.

Фиксация происходит, когда головки вставляются одна в другую. Затем устройство начинает вращаться относительно другого, после чего выступ у вставленной детали встает в отверстие охватывающей.

Принцип работы крана управления тормозами прицепа
Головки соединения

Как работает система при торможении

Чаще используется однопроводная система для тягачей с одинарной магистралью. При этом она в одно время управляет и регулирует подачу энергии.

Кран тормозной прицепа состоит из:

  • поршня;
  • диафрагмы;
  • клапанов воздухообмена.

Перед поездкой водитель запускает двигатель, наполняя воздухом систему. Едва уровень давления достигнет 0,5 МПа, водитель получит уведомление — погаснут специальные огни.

Когда расторможен стояночный тормоз, о чем также уведомит погашенная лампа, можно ехать.

При растормаживании грузовика:

  • ножной тормоз с ручником в положении «нейтралка»;
  • рукоятки у разобщительных кранов находятся перпендикулярно (90 градусов) к оси;
  • показатели давления в рамках 0,7 — 0,75 МПа в ресивере.

Едва водитель нажимает на педаль тормоза тягача:

  1. Срабатывает кран воздушный прицепа, что состоит из двух взаимосвязанных секций.
  2. Повышается уровень давления камер тормозов автомобиля и одной магистрали ТПП.
  3. Если установлен двухпроводный привод, активизируется РТС кран у полуприцепа.
  4. Одноприводная система наоборот, сбрасывает воздух с магистрали ПП, он воздействует на тормозной клапан, таким образом останавливая полуприцеп.

Двухпроводная соответственно, оснащена 2 магистралями, где одна будет управляющей, а вторая — отвечает за подачу энергии. На тягачи для легковых автомобилей незачем устанавливать механизм подобного типа, обходятся однопроводными моделями.

Принцип работы крана управления тормозами прицепа
Конструкция находится внизу, под днищем полуприцепа.

Типы конструкции и работа тормозного крана

Тормозная система с краном управления прицепом бывает нескольких типов:

  • Гидравлическая — специальная жидкость выпускается при замедлении движения, она активирует механизм.
  • Электрическая — торможение осуществляется бесконтактным способом, подключаются взаимовлияющие друг на друга магниты.
  • Фрикционная — активизируется сила трения, тормозные механизмы плотно взаимодействуют между собой.
  • Моторная — остановка транспортного средства обеспечивается путем снижения количества оборотов двигателя.
  • Пневматическая — тормоза работают с помощью воздушных потоков.

На полуприцепы давно устанавливается последний тип системы.

Принцип работы крана управления тормозами прицепа
Пневматическая ТПП

Неисправности

У крана управления прицепом вне зависимости от конструкции, а также фирмы — производителя имеются слабые места:

  • после подсоединения деталей, едва запускаешь систему, все работает на тягаче, у прицепа — нет или обратная ситуация;
  • травится воздух внутри тормозной камеры;
  • с головки при торможении начинает выходить воздух;
  • при растормаживании у тягача колеса реагируют, у прицепа нет;
  • нерастормаживание, заклинивание.

У моделей компании Schmitz бывает увеличение люфтов и зазоров у сцепного механизма, протечки масла с пневмоцилиндров. Конструкции Krone страдают зацикливанием поршня у колесного цилиндра или закупориванием воздухопроводных магистралей.

Важно проходить регулярно техосмотр у специалиста или следить за состоянием деталей самостоятельно. Ведь неисправности тормозов в дороге опасны, водитель рискует спровоцировать аварию.

Двухконтурная тормозная система Wabco

Существуют ТПП отечественных и зарубежных производителей, как Wabco, которым оснащаются прицепы «МАН», «Вольво» или «ДАФ». Модели премиум-класса с несколькими вариантами модификации кранов:

  • блок управления;
  • датчик поворота руля;
  • соленоиды антиблокировочного механизма;
  • одноканальный модулятор передний / задний;
  • кран управления прицепом.

Торможение осуществляется с помощью сжатого воздуха, подаваемого системой к соединительной головке. Питание через вывод крана достигает ресивера. Одновременно поршень уходит с клапаном вниз, открывая соединенное с рабочими выводами выпускное отверстие. Сжатый воздух при срабатывании тормозов идет в камеру через соединительную головку.

Принцип работы крана управления тормозами прицепа
Двухконтурная пневматическая система Wabco

У транспортных средств «Вольво» торможение происходит автоматически — разрывается питающая магистраль и снижается давление, из-за чего освобождается от нагрузки поршень. Он поднимается вверх, клапан закрывает выпускное отверстие. Перемещаясь дальше, поршневая часть открывает впускное. Давление с ресиверов через выводы активно поступает на тормозные цилиндры.

После обрыва магистрали тормозная система у прицепов «ДАФ» аналогичная. Уровень давления быстро уменьшается, если нарушена герметичность узла после торможения.

Нюанс установки и запуска тормозной системы — иногда требуется смена заводской управляющей шины (CAN) на «родной» кабель. Происходит это по причине неунифицированных протоколов по отправке данных системе с грузовика и прицепа. Особенно актуально на КАМАЗах.

Для обеспечения бесперебойного функционирования тормозной системы полуприцепа необходимо знать, как выглядит и работает кран управления. Через него поступают команды от водителя. По правилам ПДД допускаются лишь полуприцепы с исправным торможением, так как от этого зависит безопасное движение.

PRICEP-VLG.RU
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.