Как включить круиз-контроль в машине и принцип его работы

Как включить круиз-контроль в машине и принцип его работы

Современные автомобили оснащены бортовым компьютером, выполняющим многие функции автоматически, что существенно упрощает жизнь водителя. Круиз-контроль (автоспид или автодрайв) — комплекс, поддерживающий постоянную скорость движения на ровном участке дороги. Это неотъемлемая часть общей системы современного транспортного средства, но далеко не все обыватели понимают, как он работает.

Что такое круиз-контроль в автомобиле и история его изобретения

Круиз-контроль это с английского Cruise Control, осуществляет постоянный контроль за движением транспортного средства.

Система поддерживает заданную водителем скорость машины на дороге, его задействуют на длительных расстояниях, зачастую для междугородних поездок.

Опытные водители понимают, насколько сложно длительное время жать ногой педаль газа, причем сохраняя силу нажатия неизменной. Система КК «запоминает» заданные параметры и автоматически придерживается их до внесения новых данных. Устанавливается на машины с автоматической и механической КПП.

Считается, что автор системы круиз-контроля — слепой инженер и механик Ральф Титор. Блестящая идея пришла мужчине однажды, во время поездки на автомобиле, управлял которым его адвокат.

Всю поездку Ральфа раздражало частое ускорение и замедление движения транспортного средства, потому что водитель отвлекался, разговаривая с клиентом.

Каждый раз отвлекаясь, он ослаблял силу нажатия педали, автомобиль замедлялся, потом вновь ускорялся. Вот тогда слепой менеджер задумался о специальном механизме, который мог бы контролировать скорость езды автоматически.

Как включить круиз-контроль в машине и принцип его работы
Функциональная кнопка на руле

В начале 1950 годов Ральф изобрел первую версию круиз-контроля и запатентовал свой проект. Причем, патент касался именно идеи, а не представляемых эскизов. Ведь механик был слепым, он не мог рисовать схемы или чертить планы.

Ральф лишился зрения в 5 лет, однако, недуг не помешал талантливому механику создавать удивительные вещи. В 10 лет юный гений получил собственную мастерскую, построенную ему отцом. Титор изобретал замки для дверей, удочки, собрал автоматическую коробку передач.

Свой проект автопилота Ральф назвал — «Controlmatic», «Touchmatic», «Speedostat» и «Pressomatic». Первый автомобиль с системой контроля скорости «Auto-pilot» вышел в 1958 году, Chrysler Imperial.

Как включить круиз-контроль в машине и принцип его работы
Chrysler Imperial 1958 года

Система отслеживала вращение карданного вала и троса спидометра. Дальше электродвигатель отвечал за положение у дрессельной заслонки, она и регулировала скорость езды авто.

Первый КК в России был установлен в 1956 году на ГАЗ-21 «Волга».

Как включить круиз-контроль в машине и принцип его работы
Приборная панель Крайслер Империал

Для чего нужен круиз-контроль в авто

Система круиз-контроля при езде выполняет несколько полезных функций:

  • Служит ограничителем скорости, поддерживая заданный водителем темп до внесения новых изменений. Не требуя дополнительных усилий, в частности, постоянно жать на педаль.
  • Экономия топлива — при ускорении или замедлении езды, расход топлива получается не равномерным. При включенной КК системы наблюдается экономия 4–7 %, иногда 12 %. Постоянная скорость полезно отражается на состоянии деталей и применении расходных материалов. Уменьшая затраты владельца — 1,5 %.
  • Сканирует пространство впереди в процессе езды, своевременно предупреждая водителя при возникновении опасности. Нижний предел у автопилота бывает разным, обычно 30–50 км/ч, верхний также разнится 200 — 220 км/ч.

Будет полезен вне зависимости от умений и накопленного опыта водителя, особенно в длительных поездках.

Своевременные уведомления об объектах, встречающихся впереди, сохраняют бдительность, заодно дают время совершить маневр при необходимости.

Как включить круиз-контроль в машине и принцип его работы
Автопилот на механике

Как работает круиз-контроль в машине

Принцип работы у системы понятный — наиболее простой вариант конструкции состоит из: сервопривода, соединенного тросом / тягой с механизмом подачи газа для карбюратора / инжектора.

Когда автомобиль двигается с неизменной скоростью, педаль акселератора также фиксируется в определенном положении. Соответственно, угол наклона у нее один. Если водитель включает автопилота, тогда ЭБУ запомнит текущие настройки и скорость останется такой.

Как включить круиз-контроль в машине и принцип его работы
Составные компоненты системы

Если скорость снижается, к примеру, при подъеме, ЭБУ уведомят датчики об этом. Тогда электронный блок подаст команду сервоприводу сменить имеющийся угол наклона, чтобы подать еще топлива. Сигнал рассогласования настраивает угол наклона. Так продолжится, пока не повыситься вновь скорость движения до первоначальных значений.

Если скорость наоборот, повысится сама (при спуске), ЭБУ наоборот, «велит» сервоприводу уменьшить количество подаваемого топлива. Это продолжится, даже до момента, когда автомобиль начнет ехать вхолостую, что вызовет естественное торможение.

Дальнейшее развитие событий зависит от типа коробки передач.

Принцип работы на механике

Сектор дальше может упереться в ограничитель, тогда водитель получит уведомление о необходимости переключить передачу на другую. Нужно самостоятельно притормаживать, контролируя траекторию движения машины, действуя одновременно с автопилотом, пока не минует спуск и не установит прежнюю скорость движения.

Принцип работы на автомате

Передачи будут переключаться автоматом, пока скорость не окажется на заданном ранее уровне. Тогда сервопривод «успокоится» и зафиксируется сектор газа.

При АКПП смена передач происходит без вмешательства водителя, особенно при установке адаптивного КК.

Сейчас водители могут приобрести круиз-контроль отдельно и выполнить установку самостоятельно. Главное прописать функционал устройства в ЭБУ.

Как включить круиз-контроль в машине и принцип его работы
Схема подключения автопилота

Виды круиз-контроля и их особенности

Существует 2 разновидности систем регулировки — пассивная, как классический вариант, устанавливаемая на большинстве моделей транспортных средств, вне зависимости от типа КПП. Используется длительное время и основная задача КК — поддерживать заданный темп движения авто.

Адаптивная (активная) — новая версия, более востребована сейчас.

Адаптивный

Адаптивная версия автопилота — новая версия устройства. Используется на современных моделях.

МаркаМодели, где есть КК
КиаСид, Рио, Соренто, Спортейдж, Оптима, Соул
ФордМондео, Фиеста, Куга, Галакси, Экоспорт, Транзит
ШевролеКобальт и пр.
ХендайСолярис, Крета, Санта Фе, Соната, Старекс, Гретта
ТойотаКамри, Авенсис, Филдер, Прадо, Версо, Аурис
РеноСценик, Меган, Дастер, Сандеро, Кангу, Каптур
ЛадаХ-Рей, Веста, Калина, Гранта

Есть круиз-контроль и на самокатах — ряд моделей электросамокатов «запоминает» скорость, заданную пользователем, освобождая от необходимости постоянно держать палец на курке.

Осуществляет управление скоростным режимом и контролирует ситуацию на дороге с помощью датчиков, радаров и камер, своевременно информируя водителя.

Как включить круиз-контроль в машине и принцип его работы
Как работает адаптивный КК

Водитель может настроить свой КК, подстроившись под режим движения впереди идущей машины. Система учтет его скорость и будет придерживаться заданной дистанции между объектами.

Как включить круиз-контроль в машине и принцип его работы
Где находятся и что «видят» датчики на ТС

Если едущий впереди автомобиль замедлится, датчики уведомят ЭБУ, блок изучит сигналы, затем снизит или увеличит скорость у машины водителя.

При отсутствии впереди ТС, ускорит движение авто до нужных значений, после чего будет придерживаться ее.

Некоторые версии КК способны считывать разметку на трассе. Так водитель сможет придерживаться скоростного режима, без активного участия.

Адаптивный автопилот указывается как АСС, устанавливается на новые авто компанией-производителем. Стоят подобные системы много денег, из-за применения дорогостоящих камер и датчиков с радаром, современного БУ, способного распознавать ряд функций.

Пассивный

Имеет простую конструкцию и принцип работы, используется лишь для поддержания определенной скорости в процессе движения по трассам или междугородним магистралям. Составные элементы конструкции:

  • блок управления — осуществляет расчеты в движении после активации;
  • датчики — фиксируют показатели;
  • привод заслонки / сервопривод.

Для активации КК лучше подходят загородные трассы, имеющие ровное покрытие. Дождавшись, пока машина разовьет нужную скорость, включить вручную круиз-контроль. Дальше за движение транспорта будет отвечать микропроцессор внутри блока управления.

Датчики следят за скоростным режимом и положением дроссельной заслонки, передавая данные в БУ. О любых изменениях движения передают сигналы.

Датчики не фиксируют появление препятствий впереди, поэтому водителю следует оставаться бдительным за рулем.

Едва изменится тип трассы, наметится подъем / спуск, датчики просигналят об этом блоку управления. Тот проанализирует сигналы, затем подаст команду сервоприводу, чтобы тот открыл / закрыл наоборот дроссельные заслонки.

Как включить круиз-контроль в машине и принцип его работы
Схема работы пассивного автопилота

Как пользоваться круиз-контролем

Если КК заводской, тогда кнопки управления находятся на руле, реже — подрулевых переключателях и обозначены соответствующим образом.

Как включить круиз-контроль в машине и принцип его работы
Пример расположения кнопки управления

При самостоятельной установки системы, прилагается специальный пульт с функциональными кнопками, он крепится сбоку к рулю.

Как включить круиз-контроль в машине и принцип его работы
Отдельный рычаг круиз-контроля

Пользоваться автопилотом, когда он находится на руле или прикреплен к нему удобнее, водитель за секунду может включить или выключить опцию. Не тратя время на поиск кнопки по приборной панели.

Функциональные кнопки:

  • On — включить;
  • Off — отключить;
  • Set Accel — настроить режим;
  • Resume — запомнить скорость;
  • Coast — снизить скорость.

Алгоритм управления КК может отличаться, в зависимости от типа и версии системы:

  1. Разогнать автомобиль до нужной отметки скорости, по которой водитель хочет ехать дальше. Минимальное значение для ЭБУ 40 км/ч.
  2. Включить опцию, нажав на кнопку с иконкой тахометра и стрелочкой / перевести регулятор к положению «ON».
  3. Проверить, загорелся ли соответствующий знак на приборной панели в виде тахометра со стрелкой, белого / желтого цвета. Если устройство монтировалось позднее, индикатора не будет.
  4. Начинает работать система после нажатия «SET», название не всегда такое, но функционирует аналогично.
  5. Индикатор, бывший ранее белым / желтым, станет зеленым, показывая о стабильной работе системы.
  6. Решив повысить или снизить темп движения, надо воспользоваться кнопками с +/—, тогда скорость повысится / понизится 1–2 км/ч.

Отключить КК можно нажав на «Off», что полностью выключит опцию.

Как включить круиз-контроль в машине и принцип его работы
Кнопка SET

Как включить круиз-контроль в машине и принцип его работы
Функциональные кнопки системы

Рекомендации по проверке системы круиз-контроля

Если система перестает функционировать нормально, можно проверить ее самостоятельно. Понадобится ноутбук с установленным заранее программным обеспечением и диагностический кабель. Компьютер после диагностики отобразит коды ошибок, если найдет такие. Расшифровка указана в специальной литературе.

Механическую диагностику осуществляют так:

  1. Осмотреть предохранитель снаружи (внутри блока предохранителей), может под капотом, в маленькой коробочке «FUSE BOX».
  2. Завести двигатель и посмотреть, приходит ли в вакуумник вакуум по тонкой трубке.
  3. Осмотреть герметичность трубки, идущей от вакуумника к педали тормоза, отсоединив ее и выкачав воздух. Когда диафрагма не удерживает, вакуум уходит.
  4. Целостность приводов рычага управления и кнопок — прозвонить их, изучить визуально.
  5. Посмотреть, почистить, если надо — смазать контакты у органов управления (кнопок, функциональных рычагов).
  6. Исправность у концевого выключателя у педали тормоза, вакуумного насоса.

Чаще нарушаются изоляции проводов и происходит утечка вакуума.

Некоторые модели осуществляют самодиагностику автоматически.

Преимущества и недостатки круиз-контроля

У электронного помощника водителя есть свои нюансы:

ПреимуществаНедостатки
Водитель может передохнуть в дороге, расслабив ноги. Голова и руки продолжают работать.Если сломается датчик, система перестанет функционировать как надо, особенно адаптивная.
Поставить устройство потом на автомобиль, без комплектации от завода.При злоупотреблении помощников, водители снижают бдительность.
Снижает расходование топлива, экономя деньги 5-7 %.Адаптивная стоит прилично, если устанавливать ее отдельно.
Автоматически поддерживает заданную скорость, дистанцию и может отслеживать ситуацию на дороге.

Когда запрещено пользоваться круиз-контролем

Есть ряд случаев, когда нельзя применять круиз-контроль для собственной безопасности или малой эффективности системы:

  • При передвижении по городским дорогам — много пешеходов, часто надо останавливаться и менять скорость.
  • Водитель устал или хочет спать — круиз способствует расслаблению, что чревато возникновением аварийных ситуаций.
  • Дороги мокрые или покрыты льдом — лучше управлять самому, вне зависимости от версии круиза. Колеса раскручиваются быстрее, при утере сцепления с покрытием дороги. Иногда это провоцирует гидропланирование.
  • Извилистые дороги — надо притормаживать заранее, чему препятствует КК, пытаясь сохранить скорость неизменной.
  • Интенсивное движение — датчики не способны отслеживать все автомобили рядом, условия движения меняются постоянно. Водителю надо сохранять бдительность.
  • Не умеет управлять системой — тогда водитель сам не поймет, зачем ему круиз и не сможет правильно оценить ситуацию.

Даже продвинутый автопилот не способен 100 % заменить живого человека за рулем. Включив его, нужно сохранять бдительность в пути, вне зависимости от погодных условий или загруженности дороги.

PRICEP-VLG.RU
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.