Всем привет! Сегодня речь пойдет про дышло прицепа. Дышлом называют специальные буксировочные устройства, необходимые для надежного и прочного соединения прицепа с автомобилем.
То есть это неотъемлемая часть любого прицепа, вне зависимости от того, используется он для грузового или легкового автомобиля, служит для тракторного прицепа или крепится к мотоблоку. Во всех этих случаях в конструкциях присутствует дышло.
Особенности конструкции
Есть ряд примеров отличных прицепов, которые активно эксплуатируются на грузовиках и легковых машинах каждый день. Их надежность и эксплуатационные характеристики основаны на применении качественного дышла.
Возьмем для примера такие прицепы:
- Крепыш;
- МЗСА;
- СЗАП;
- КАМАЗ;
- НЕФАЗ и пр.
Все они пользуются заслуженной популярностью. Почему? Потому что хорошо работает рекламный отдел? Возможно. Но основная заслуга в качестве сборки. Не последнюю, а может одну и ключевых ролей здесь играет конструкция самого дышла.
Если на машине есть съемное тягово-сцепное устройство, то и прицеп к ней периодически подсоединяют. Кстати, о видах и особенностях ТСУ мы уже говорили, советую почитать.
К этому ТСУ, то есть фаркопу, монтируют прицеп с помощью дышла. Оно бывает:
- треугольное или V-образное (некоторые называют А-образное, что тоже верно);
- прямое или I-образное.
Тут уж называйте, как вам удобно.
Эти рычаги разных форм фиксируются спереди рамы нашего прицепа. На самом дышле располагаются:
- сцепной узел (он же узел сцепки);
- тросы страховки;
- складные подставки (есть не у всех моделей прицепов).
Теперь посмотрим, что каждый из этих элементов собой представляет.
- Узел сцепки или просто замок. Наш сцепной узел необходим, чтобы соединить прицеп с ТСУ, то есть фаркопом. Смотря на то, какое используется ТСУ, для соединений используется палец, петля, втулка, узел шарового типа, где применяют чашку, которая легко надевается на фаркопный сцепной шар. Не забываем о запорном важном механизме, фиксирующийся рычагом и который необходим для удержания узла на шаре. На некоторых видах устройств сцепного узла расположены дополнительно индикаторы степени износа и специальный механизм для изменения текущих зазоров, которые есть между чашкой и сцепными шарами;
- Тросы страховки. Либо цепи. Необходимы для защиты от разъединения между автомобильным ТСУ и прицепом тогда, когда сцепной узел выходит из строя. Для соединения используют специальные защитные или страховочные петли. Вы не сможете эксплуатировать свой прицеп, если на нем будут отсутствовать эти страховочные элементы;
- Подставка складной конструкции. Подставка позволяет оставлять его в нужном горизонтальном устойчивом положении и не заваливаться вперед. Чтобы упростить задачу соединения между машиной и вашим прицепом, некоторые производители ставят на подставку колесо.
Есть еще проставки, с помощью которых регулируется высота расположения замка прицепа относительно фаркопа. Но это уже дополнительный элемент, потребность в котором возникает, к примеру, когда вы используете низкий прицеп для легкового автомобиля, подсоединяя его к высокому внедорожнику. ТЗУ и замок находятся на разной высоте, а проставка компенсирует эту разницу.
Теперь можно поговорить о разновидностях этого самого дышла.
Виды
Если посмотреть на фото, разницу в вариантах конструкции вы заметите довольно легко. В одном случае мы имеем простую длинную балку, а во втором — конструкцию, которая напоминает букву А или V. Смотря с какого ракурса взглянуть.
Дело не только в том, какая у дышла длина, размеры или внешний вид. Потому решив купить себе прицеп, обратите особое внимание на дышло и условия, при которых будет эксплуатироваться этот элемент.
- Одинарные. Это I-образные устройства. Они оптимально подходят для одноосного прицепа, используемого для легковых машин. Служат для небольшой грузоподъемности и эксплуатации в бытовых условиях;
- V-образные конструкции. Актуальны в тех случаях, когда нужна средняя грузоподъемность. Такая схема устройства обеспечивает защиту от сильного раскачивания прицепного элемента при передвижении по плохим дорогам и грунту;
- Удлиненные с V-образной формой. Удлиненное дышло отличается способностью перевозить крупногабаритный груз. В быту он вряд ли пригодится, а вот при перевозке автомобилей, лодки или чего-то подобного станет незаменимой вещью. Удлинитель может быть предусмотрен для обычного V-образного дышла. Хотя некоторые умельцы делают их своими руками.
В этом противостоянии я на стороне V-образных конструкций. Да, их цена выше, но она себя оправдывает, как по мне.
Преимущества V-образных конструкцией
Приведу несколько аргументов в пользу такого вида дышла. Если вы не согласны, пишите в комментариях. Обсудим.
- У V-образных устройств больше точек крепления, из-за чего повышается уровень надежности. Жесткий тип крепления защищает от излишнего раскачивания прицепа, когда вы движетесь по плохим дорогам (а их у нас оооочень много);
- Они дополнительно могут комплектоваться удлинителями, что позволяет расширять свои возможности по перевозке. Так, вы сможете на своей машины перевозить разные трубы, доски и прочие вещи;
- Дышло может использоваться как место для фиксации запаски, освобождая место в багажнике или перевозя с собой запаску для самого прицепа;
- прицепы, где есть самосвальная функция, всегда оснащаются только дышлом V-образной формы.
Кто-то скажет, что с I-образными проще ездить и совершать маневры. Не соглашусь, поскольку это дело привычки. Вам V-дышло покажется неудобным, если всю жизнь ездили на конструкциях типа I. Но это право действует и наоборот.
Безопасность, надежность, технические характеристики и удобство эксплуатации на стороне дышла в форме буквы V.
Покупаем или делаем своими руками
Есть случаи, когда автовладельцы ищут способы, как сделать себе дышло самостоятельно. Не спорю, есть множество инструкций и руководств. Но все это кустарные методы.
Я на стороне покупки готовых элементов, нежели попыток собрать дышло своими руками. И вот почему:
- заводское дышло — это сертифицированная продукция от официального производителя;
- на производствах используются качественные материалы;
- с завода доступны оптимальные по характеристикам и требованиям дополнительные элементы (замок и пр.);
- при самодельном изготовлении обычно используют подручные трубы и материалы, качество которых оставляет желать лучшего;
- для создания V-образного устройства нужно владеть профессиональными навыками сварки и качественным сварочным оборудованием;
- есть требования ГОСТ и ПДД, которым самодельные дышла могут не соответствовать;
- кустарная конструкция — это угроза для вас и других участников дорожного движения.
Я выступаю за безопасность. Потому советую потратить немного больше, но приобрести качественное дышло от проверенной фирмы. Не рискуйте и не пытайтесь сэкономить там, где делать это не стоит.
Всем спасибо за внимание! Подписывайтесь, делитесь своим мнением на этот счет и приглашайте к обсуждениям своих друзей!
«У V-образных устройств больше точек крепления, из-за чего повышается уровень надежности. Жесткий тип крепления защищает от излишнего раскачивания прицепа, когда вы движетесь по плохим дорогам»
защищает от излишнего раскачивания – это ложное утверждение
Дышло может быть хоть в форме «гуся», оно всегда буде двигаться, раскачиваться и т.д. в точке крепления к автомобилю так как это шарнирное соединение
Прицепы для грузовых автомобилей подобной компоновки (без поворотной оси, оси ближе к центру) имеют только прямое «|» образное дышло
Отчасти ложное... объясню... Сейчас большинство прицепов бюджетного сегмента, на которых производитель сэкономил на всем где смог. Так вот в таких прицепах V-образное дышло является настоящей панацеей. Оно дополнительно укрепляет раму от всех видов раскачиваний (продольного, поперечного и диагонального).
От раскачиваний помогает правильная геометрия прицепа и длина дышла, на которой и экономят. Попробуйте удлинить дышло см. на 30 и сразу почуете разницу. А производитель себя обезопасивает правилами эксплуатации:скорость 70 км.ч и ограниченной грузоподьемностью. Y образное дышло просто крепче на излом, что спасает от перегрузки. И ещё раскачивания от неправильно загрузки прицепа и манеры вождения. ГОСТа нет, народ в основном не платежеспособен, вот и удешевляют. Тут уже не до качества и инженерных норм.
Я понимаю о чем вы говорите. Абсолютно верно. Возможно, я просто не так выразился. Постараюсь объяснить. При раскачивании по дороге — все верно, именно это и влияет.
Я имею в виду раскачивание самого прицепа, ну деформацию что ли. Мы очень давно занимаемся прицепами и поверьте, видели много бюджетных прицепов. В своей линейке прицепов мы оставляем прицепы с крепкой рамой. А есть прицепы с «подобием» рамы. Нажимаешь сверху вниз на два противоположных по диагонали угла, а он скручивается как пропеллер.
Есть одна и та же модель прицепа с одинарным и треугольным дышлом. Так вот они себя и ведут по разному. Треугольное дышло как бы усиливает раму на скручивание за счет разнесения точек крепления, своей жесткости и не параллельности труб.
С Вами согласен.
Сергей и Артем, огромное спасибо за ваше участие в обсуждениях. Вы большие молодцы. Думаю, что многие вам будут благодарны. Пожалуйста, продолжайте давать советы и на другие вопросы о прицепах. Кому-то это очень пригодится))
Про деформацию тоже абсолютно согласен, Y образное дышло как подрамник работает.
Вот точно! Слово в голове крутилось))))
сделал сам и зарегистрировал в девяностых когда еще делали заводы хорошие прицепы а сейчас нормальные делают пару тройку заводов остальные откровенный хлам и солому как можно дешевле статья это заказ заводов и пусть благодарят власть что запретили практически изготовлять самостоятельно