Система охлаждения двигателя: устройство, промывка и ремонт

Здравствуйте, уважаемые читатели! Приятно вас видеть на нашем сайте. Не забывайте нас навещать. А еще лучше, приглашайте своих друзей и приходите все вместе.

Темой сегодняшней статьи будет система охлаждения двигателя. Без нее, по сути, ваш Форд, Опель, ВАЗ 2110, 2114, Тойота, а также УАЗ, Газель и КАМАЗ работать точно не будут. Это одна из главных систем, к которой водитель обязан относиться предельно внимательно и следить, чтобы все работало идеально. В противном случае возникает перегрев, ломается насос, термостат, лопаются патрубки, вытекает жидкость, в систему проникает воздух и так далее. Итогом всего этого может стать настоящая катастрофа в лице поломки двигателя, который уже не будет подлежать восстановлению.

Особенности устройства СО

Система охлаждения (СО) имеет достаточно простое устройство, если говорить о ней в общих чертах. По сути, ее задача состоит в том, чтобы охлаждать работающий двигатель с помощью специального радиатора и охлаждающей жидкости. Моторы типа ЗМЗ 402, 406 или дизель ЯМЗ (устанавливают на Газель) обычно охлаждают старым проверенным советским тосолом. В современных автомобилях используют антифриз.

Открою вам тайну, эти жидкости примерно одинаковые, но просто носят разное название. Тосол считается менее качественным, а потому он дешевый. Однако он прекрасно справляется с работой охлаждающей системы на советских автомобилях и отечественных авто типа ВАЗ и Lada. В иномарки предпочитают заливать более дорогой антифриз. Марок и производителей очень много, но лично мой совет — выбирайте максимально качественные жидкости охлаждения.

Как работает на деле система охлаждения автомобиля? Устройство, которое включает в себя ряд агрегатов и формирует охладительную систему, призвано поддерживать работу мотора в определенном диапазоне температур. Обычно он составляет от 85 до 100 градусов Цельсия. Это так называемая рабочая температура силового агрегата. При таких условиях мотор работает максимально эффективно, безопасно, расходует минимум топлива, не «пожирает» масло и вообще все замечательно и круто.

Чтобы понять, как осуществляется работа мотора, для наглядности вам будет представлена схема на фото. Также можете посмотреть полезные видео. Полноценно понять суть системы охлаждения предлагают путем изучения основных узлов и нюансов.

Наворачиваем круги

Система охлаждения силового агрегата имеет два круга, по которым протекает охлаждающая жидкость. И вот что на этот счет вам нужно знать.

  • Когда двигатель запускается, он стремится максимально быстро прогреться до оптимальных показателей рабочей температуры;
  • Для этого всю систему делят на две части или два круга. Есть малый круг и большой круг циркуляции охлаждающей жидкости;
  • Малый круг предусматривает циркуляцию ОЖ максимально близко к цилиндрам двигателя, что способствует ее быстрому нагреву. Когда нагрев достигает нужного температурного показателя, открывается клапан;
  • Теперь уже жидкость ходит по большому кругу, не давая силовому агрегату перегреться, то есть выйти за рамки указанной выше рабочей температуры;
  • С помощью малого круга сохраняется и поддерживается рабочая температура, а на большом круге отводится лишнее тепло.

Как видите, все достаточно понятно. Потому предлагаю отдельно рассмотреть компоненты, которые в сборе формируют ту самую систему охлаждения.

Печка

На самом деле печка является важным элементом системы охлаждения. Это то самое устройство, за счет которого в салоне тепло и уютно зимой.

  • Печка является составляющей частью малого круга. У нее есть вентилятор, который подает в салон подогретый воздух от радиатора. Только не путайте. Есть радиатор печки, а есть основной большой радиатор, обычно устанавливаемый в подкапотном пространстве около номерного знака;
  • Шланг и патрубки подают жидкость от СО на печной радиатор, а затем возвращается обратно. Если вы хотите, чтобы в салоне быстрее стало тепло, включайте ее после полноценного прогрева двигателя.

На отечественных авто печка выступает достаточно капризным устройством, не редко выходит из строя. Чаще всего это связано с моторчиком печки, вентилятором и радиатором. Хотя и иномарки порой страдают теми же симптомами.

Насос

Следующим на очереди у нас насос. Он же помпа. С ее помощью и происходит циркуляция, то есть движение жидкости по системе охлаждения.

Этот насос приводится в движение ремнем от двигателя, хотя на некоторых автомобилях устанавливаются помпы с электродвигателем.

Наиболее распространенные неисправности связаны с течью через отверстия дренажа и износом подшипника. Во втором случае поломку проще заметить, поскольку она протекает вместе с характерным писком во время работы.

На некоторых насосах устанавливают пластиковые крыльчатки. Заливая низкосортный антифриз в систему, он может попросту разъедать этот пластик, в итоге возникает поломка.

Термостат

Термостат или клапан служит для открытия и закрытия хода для охлаждающей жидкости. Когда температура достигает нужного предела, клапан открывается, пропуская ОЖ на большой круг.

Устройство состоит из цилиндра, заполненного веществом. Оно нагревается при воздействии высокой температуры. В определенный момент растет давление, вещество выдавливает шток, и клапан открывается. Когда температура падает, то есть ОЖ остывает, шток возвращается в исходное положение и закрывает клапан.

Данное устройство не так часто выходит из строя на хороших автомобилях. Если его работа нарушена, то есть термостат сломался, обязательно нужно заменить средство регуляции ОЖ на новое. С неисправным термостатом эксплуатировать авто запрещено. Или вы хотите потом делать капитальный ремонт или искать новый двигатель?! Это вряд ли.

Радиатор

Он выступает компонентом большого круга. Практически на всех автомобилях этот радиатор стоит впереди машины. Внутри него происходит циркуляция жидкости. Ее, в свою очередь, охлаждает вентилятор и встречный воздух во время движения.

Если машина стоит, но двигатель работает, реагирует специальный температурный датчик и запускает вентилятор. Во время движения, если встречный воздух достаточно эффективно охлаждает радиатор, в работе вентилятора нет необходимости.

Отмечу, что вентиляторы функционируют по принципу всасывания. Это позволяет не мешать воздействию потокам встречного воздуха.

На радиаторе есть крышка, необходимая для поддержания давления внутри системы. Крышка оснащается клапаном, который должен открываться при превышении рабочего давления. Так происходит стравливание лишней жидкости по шлангам в расширительный бачок.

Расширительный бачок

Не поверите, это тоже важный элемент системы охлаждения. Он сохраняет ОЖ, которая используется для охлаждения двигателя. Когда в бачке жидкость остывает, по шлангам она возвращается обратно в радиатор.

Крайне важно, чтобы во время этого процесса в систему не проникал воздух. Завоздушивание или воздушная пробка в СО является неприятным и потенциально опасным явлением. Чтобы предотвратить завоздушивание, применяют плотные соединения, герметик.

Кстати, некоторые расширительные бачки совмещаются с клапанными крышками.

Немного о ремонте

Ремонт системы охлаждения требуется в нескольких случаях.

  1. Образуется течь. Возникает на разных участках, поскольку элементы СО проходят по большой площади автомобиля. Чаще всего причиной выступает крышка радиатора или расширительного бачка. Но может треснуть сам радиатор, патрубки, шланги. В этом случае требуется их замена.
  2. Перегрев. Происходит, когда СО испытывает недостаток ОЖ. Она может вытечь из радиатора по причине механических повреждений, из-за отказа вентилятора, забитого радиатора, сломанного термостата или насоса. Выхода два — ремонт или замена, в зависимости от состояния.
  3. Печка плохо греет. Нет антифриза или термостат завис в открытом состоянии. Доливайте ОЖ, меняйте термостат.

На практике же ремонт может требоваться в разных ситуациях.  Иногда это элементарные поломки, устраняемые путем замены реле, термостата или доливки жидкости охлаждения в бачок. Хуже, когда нужно поменять вентилятор, заменить радиатор или выполнить другие работы, требующие чуть ли не полного демонтажа приборной панели всего находящегося под ней.

О промывке замолвим слово

Антифриз, как и масло, периодически нужно менять. Но многие допускают ошибку, просто регулярно подливая новую ОЖ к старой. Хотя бы 1 раз в 1-2 года нужно полностью менять охладитель, попутно проводя промывку.

Применяют как народные средства, так и специальную автомобильную химию. Лично я отдаю предпочтение второму варианту, поскольку это разработанные смеси, предназначенные для удаления всех загрязнений. Как поведет себя та или иная «народная» смесь, сказать сложно.

Так чем промыть систему? Промывка осуществляется 4 основными видами составов.

  • Нейтральный. В его составе отсутствуют агрессивные компоненты, такие как щелочь или кислота. Потому прочистить серьезные загрязнения нейтральный очиститель не может. Его применяют как профилактическое средство.
  • Кислотный. Почти аналогичный промывке лимонной кислотой. Основаны на различных кислотах. Особенностью очистителя в том, что он предназначен непосредственно для неорганических видов загрязнений.
  • Щелочной. Основа состава — щелочь. Прекрасно разъедает органические соединения.
  • Двухкомпонентный. На мой взгляд, самый лучший вариант. Содержит одновременно щелочь и кислоту, потому работает эффективнее всех. Но важно пользоваться средствами защиты. Хотя это касается любого вида очистителя.

Выходящие выхлопные газы нехарактерного цвета, запах антифриза в салоне, постоянный перегрев двигателя и прочие симптомы указывают на наличие проблем с системой охлаждения.

Если у вас нет опыта в работе с СО, тогда я не советую вам пытаться отремонтировать ее своими руками. Лучше обратиться в хороший автосервис.

Что ж, дорогие друзья, пора прощаться. Надеюсь, вам был полезен этот материал. Свое мнение вы можете оставить в комментариях или задать интересующий вопрос.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментариев: 2
  1. Татьяна

    Очень подробная и полезная информация. Очень понравилось, что написано доступным языком. Некоторые моменты оказались довольно новыми, прислушаться к профессиональному мнению очень полезно.

  2. Кристина

    Да, познала много нового. Очень полезная статья, надо взять на вооружение. Информация всегда может пригодиться.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.