Выхлопная система: конструкция и тюнинг

Приветствую вас, дорогие наши читатели и завсегдатые пользователи сайта! У нас сегодня достаточно интересная тема. Хотя мало кто из автовладельцев, несмотря на стаж вождения, обращают особое внимание на эту систему. Называется она выхлопная система или же система выхлопных газов, которая есть буквально на каждой машине.

Будь у вас Киа, УАЗ, Опель, Нива, Пежо, Шкода, Шевроле Ланос или новенький Фольксваген, без выхлопа на них не обойтись.

Суть работы выхлопной системы (ВС) достаточно проста. Она отводит отработавшие газы в открытую атмосферу через специальное сопло, расположенное сзади вашего автомобиля и именуемого глушителем.

Казалось бы, можно упростить устройство, поставить от двигателя прямую трубу, задействовать герметик и какую-то трубку из нержавейки, чтобы она не изнашивалась под влиянием окружающей среды. Но нет, производители решили ставить сложные системы на авто, куда входит целый перечень различных элементов.

Лично я не знал, что у дизеля и бензинового двигателя работа выхлопной системы отличается и схема организации отвода отработавших газов разная. Ну, это было еще много лет назад, с тех пор я набрался много опыта, стал достаточно продвинутым авто экспертом. Так, по крайней мере, мне говорит моя жена. А ей я верю.

Так или иначе, но изготовление выхлопной системы — это целая наука. У нее есть стандартная схема, общие принципы, на которых основываются автопроизводители. Но каждый вносит туда определенные изменения, доработки, позволяя повысить производительность, снизить уровень выброса вредных веществ и сберечь нашу матушку землю. Другими словами, старые ВС, устанавливаемые на Газель, Дэу Нексия или отечественные Жигули, работают намного хуже и причиняют значительно больше вреда окружающей среде, нежели современные системы выхлопа на автомобилях Тойота, Мазда, Форд, Ауди, Хендай и так далее.

Предлагают поэтапно пройтись от конструкции выхлопа, его принципов работы и поговорить немного про тюнинг.

Особенности конструкции

Вся система состоит из элементов, каждый из которых играет важную роль и тесно связан с остальными составляющими выхлопа.

Любая ВС, устанавливаемая на Лачетти, Рено Логан, Нива Шевроле или всевозможные дорогие импортные машины с ДВС, состоит из:

  • выпускного коллектора;
  • катализатора;
  • гофры;
  • резонатора;
  • глушителя.

Но умными словами типа катализатор или гофра может кидаться каждый, включая меня. Но я постараюсь объяснить, что же собой представляет каждый из этих чудо элементов.

  1. Коллектор. На выхлопной коллектор ложится огромный груз ответственности, поскольку он считается наиболее подверженным нагрузкам элементом. Объясняется это тем, что он непосредственно связан с таким узлом как камера сгорания. Следовательно, выходящие из нее газы максимально раскалены. Чтобы не пускать тепло сразу к менее защищенным компонентам ВС, предусмотрен этот самый коллектор.
  2. Катализатор. Его также называют преобразователем или нейтрализатором. Его, в зависимости от автомобиля, ставят вместе с коллектором или непосредственно за ним. Этот элемент необходим для очистки выхлопа за счет предусмотренной структуры. Внешне они напоминают ячейки или соты. Данные ячейки изготавливают на основе керамики или свинца. При наличии катализатора присутствует лямбда зонд и кислородный датчик. Они корректируют поступление топливовоздушной смеси и играют важную роль в экономичности и экологичности автомобиля.
  3. Гофра. Необходима, чтобы соединить резонатор и коллектор. Казалось бы, она тут лишняя, ведь элементы можно соединить между собой напрямую. Но в этом бы случае ремонт двигателя, а также замена его компонентов стала бы частой проблемой для автовладельцев. Потому инжектор и дизель имеют гофру. Она эластичная, поскольку изготавливается из металлической нити. Ее задача — снижать вибрации выхлопа. Коллектор и мотор передают колебания на нее, а гофра, в свою очередь, их снижает и позволяет обеспечить долговечное и безопасное соединение элементов, продлить срок их службы.
  4. Резонатор. С помощью трубы для резонатора монтируется к гофре. Задача элемента состоит в регулировании потока выхлопа. Структурно резонатор напоминает глушитель, однако его размеры несколько меньше.
  5. Непосредственно сам глушитель. Тут, как вы понимаете, все просто. Глушитель глушит. Он позволяет снижать шумовой эффект, который создается внутри выхлопной системы. Конструкция глушителя включает несколько отдельных секций, внутри которых применяют материалы для звукопоглощения. Уже на его конце стоит труба (она выглядывает из-под днища позади автомобиля), которую многие по ошибке и называют самим глушителем.

Как это все работает

Ну что, друзья, в составляющих мы разобрались, устройство не самое сложное. Конечно, там также используется герметик, прокладка и разные крепежные элементы, без которых соединение между деталями было бы невозможным. Но если вы планируете делать ремонт или тюнинг своими руками, тогда свое авто придется изучить вдоль и поперек.

Я на своем опыте понял, что простого понимания о компонентах машины мало. Нужно знать, как все устроено и работает. Иначе вы рискуете разобрать, но потом обратно собрать нечто совсем другое, потенциально опасное для вас и окружающих.

Ничего сложного в работе выхлопа нет. С момента появления первой ВС ничего кардинального не поменялось. Основную роль выполняет выпускной клапан. При открытии данного механизма отработавший газ из двигателя направляется к выпускному коллектору. Но дальше есть важный нюанс, который зависит от типа используемого на вашем автомобиле двигателя.

Бензиновый двигатель предусматривает вывод газов по приемной трубе. У дизеля дела обстоят иначе. Отработавшие газы стимулируют вращение специальной крыльчатки, за счет чего КПД устройства оказывается выше. То есть, в отличие от бензиновых, дизельные ДВС отправляют газы по приемной трубе лишь после того, как они вынудят крутиться крыльчатку турбокомпрессора.

Газы после приемной трубы идут к катализатору. В нем оседают все опасные для нас и окружающей среды примеси. Если быть точнее, то речь идет об активных элементах. Этот элемент способен функционировать в оптимальном режиме только тогда, когда температура составляет минимум 250 градусов известного каждого из вас Цельсия.

Относительно химического состава отработанного газа вся ответственность ложится на лямбда зонд. Лучше всего, когда на машине устанавливается пара датчиков — на входе и выходе (катализатора). Подобная схема обеспечивает прекрасные показатели продуктивности работы всей системы. С помощью данных от зонда, направляемых в ЭБУ, контролируется оптимальное соотношение компонентов в смеси топлива и кислорода.

Когда газ прошел через катализатор, выхлоп гасится. Потому выходящие выхлопы оказываются намного безопаснее, нежели на начале своего пути.

Пройдя достаточно долгую дорогу, выхлоп оказывается в воздухе и улетучивается.

Крайне важно, чтобы материалы, используемые для изготовления элементов ВС, были выполнены качественно, обладали достаточной надежностью. Нужно контролировать чистоту хода для газа, иначе с выхлопом будут серьезные проблемы. При засорениях ВС отработанный газ накапливается внутри цилиндров. Это непосредственно негативно влияет на мощность вашего мотора. Если запустить ситуацию, придется в лучшем случае менять всю ВС или даже ремонтировать двигатель. Так что будет внимательными.

К вопросу тюнинга

Обращайтесь внимание на то, какова мощность вашего авто, 8 клапанов или 16 клапанов у двигателя, насколько реальная необходимость проводить какие-либо доработки.

Так уж повелось, что молодые автовладельцы машин типа ВАЗ 2114, 2107, 2110, Калина, Приора, 2115 или 2112 вкладывают много сил, порой денег и времени в тюнинг. Насколько это оправдано, решайте сами.

В молодости я тоже грезил этими идеями, ставил на несчастные Жигули все, что только было можно. Путем тюнинга я пытался преобразить машину, сделать ее уникальной и неповторимой. Потому я пойму каждого, кто захочет это сделать. Со временем, когда вы повзрослеете, на первое место выйдет практичность, надежность и безопасность автомобиля. Но пока вы молоды и амбициозны, наслаждайтесь и делайте с машиной то, что вам хочется. Ваше право.

Я же хочу немного рассказать про тюнинг такого элемента как выхлопная система. Тут есть ровно три подхода к доработке. Причем они могут существовать отдельно или идти в комплексе.

  1. Звуковой тюнинг. Что же это за зверь такой? Тут все просто. Задача тюнинга — сделать красивый звук, исходящий от вашего автомобиля. Причем просто срезать трубу настоятельно не советую. Поверьте, когда по городу едет машина максимум со 100 лошадиными силами под капотом, а орет так, словно там 1000 л.с., это как минимум глупо и бесчеловечно по отношению к другим. Особенно это касается ночных «гонщиков». Есть отличный способ сделать звук громче, но сохранить приятное рычание. Для этого меняют нейтрализатор (это катализатор, если кто забыл вдруг), ставят вместо него пламегаситель и прямоток.
  2. Визуальная доработка. Суть в том, чтобы сделать внешне ваш глушак немного красивее. Есть специальные насадки на хвостовик. Никаких конструктивных изменений для этого не нужно. Просто купите любую красивую насадку и закрепите ее. Каждый с легкостью сделает это своими руками и не придется обращаться в тюнинг ателье, коих, кстати, один только города Москва предлагает десятки. На фото все выглядит здорово, да и в реальной жизни грамотно доработанные машины смотрятся прекрасно. Тут главное не перепутать тюнинг с обычным колхозом, как принято называть очень неудачные решения по изменению внешности автомобиля.
  3. Технические изменения. Они направлены на повышение производительности двигателя. Но учтите, что повышая так мощность, у вас заметно вырастут аппетиты, то есть расход топлива. Делают подобный тюнинг редко и в основном это касается настоящих фанатиков или автовладельцев, у которых есть реальная потребность в прибавке мощности.

По какому пути пойдете вы, решайте сами. У нас пользуются большим спросом компоненты Стингер для доработки выхлопа, их активно ставят на классику отечественного автопрома и более серьезные иномарки. Да и купить их не так накладно для кошелька. Цена не кусается. Но смотрите правду про них.

Очень неплохи компоненты фирмы  Bosal. О них подробнее написано в этой статье.

Как вы относитесь к тюнингу выхлопа и применяли ли какой-то из методов доработки? Обязательно пишите об этом в комментариях, а также задавайте интересные вопросы. Будем вместе их обсуждать.

Подписывайтесь, приглашайте друзей и оставайтесь с нами. Впереди вас ждет много интересной и полезной информации.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментариев: 2
  1. Сергей

    Очень полезная статья. Нужно прислушаться. те кто не читал советую,все там описано до мелечейшой детали . много нового не только для меня. очень помогла статья. 5+ Всем рекомендую :idea:

  2. Алексей

    Полезная статья для меня, так как я новичок в этом деле. Много нужной информации узнал. Буду заглядывать ещё)

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.